В книге Притчей мудрого царя Соломона, жившего в X веке до Рождества Христова, мы находим такое наставление: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17; 6). Жаль, что для подавляющего большинства наших современников его слова не являются авторитетными. Да и вероятнее всего ‑ вовсе не знакомыми.
Вот уже несколько десятилетий в огромном количестве семей рождается только по одному ребенку. Безусловно, демографическая ситуация в стране из-за этого становится все более тревожной. Но не только на демографию влияет малодетность современных семей. Она влияет и на само общество, на атмосферу в обществе, нравы, нормы. А ведь в дореволюционной России, с которой сегодняшнюю Россию сравнивают часто экономисты и социологи, нормой в семье было рождение 3-4-х и более детей. Даже и в мои школьные годы четыре ребенка, это была обычная семья. Многодетной семья считалась, если было 6‑7 детей.
Ребенок, выросший в семье, где других детей не было, не имеет достаточного опыта общения, взаимодействия с кем-то равным. Не со старшими родственниками, а с кем-то таким, кто равен ему по статусу. Подчеркну: речь идет в первую очередь о близком общении и взаимодействии. Не с одноклассниками, время общения с которыми несколько часов. Не с друзьями, с которыми можно о чем-то поговорить, провести немного времени, но потом все разойдутся по своим домам. Общение с братьями и сестрами гораздо ближе. С ними общая крыша, общий стол, нередко общая комната. Это люди, которых видишь и в парадной форме перед школой, и в праздничной одежде идущих в храм, и в самой простой домашней. Это люди, которых видишь веселыми, грустными, на подъеме, в плохом настроении, уставшими, заболевшими – самыми разными. Именно это и дает реалистичные представления о других людях.
Когда ребенок в доме один, ему не с кем искать точку общих интересов на равных. У него нет необходимости приходить к компромиссу с тем, с кем живешь под одной крышей, т.е. с тем, от кого нельзя просто уйти совсем, если он на что-то, что ты хочешь, не соглашаешься. Этот навык не вырабатывается в достаточной мере: практики нет. Ему не с кем на равных поспорить и не с кем обсудить свои проблемы. Подчеркну, обсудить не с родителями или дедушками и бабушками, а с человеком своего возраста или чуть старше либо моложе себя самого.
У него нет опыта, говорящего, что надо уступать и самому, слышать и принимать мнение другого. Он не развивает в спорах умение подбирать аргументы, понятные сверстнику, не учится убеждать.
Таким образом, у такого ребенка не развивается ценнейший навык по-настоящему слышать и слушать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным.
Повторю: от одноклассников, от приятелей и подружек можно просто уйти и не дружить, можно поссориться надолго и не мириться, не общаться, не играть вместе. Это может быть неприятно и часто неправильно, но это возможно. Именно такой тактики нередко придерживается сегодняшнее молодое взрослое поколение. Что-то не так, как хочется, сказали или сделали что-то, что не понравилось, и общение прекращается вовсе. Обида сохраняется долго. Без попыток понять другого, без попыток прояснить ситуацию: может быть, поняли друг друга неправильно, а на самом деле никто и не думал никого обижать. Без попыток найти рациональное зерно и отделить его от обид, возникших исключительно на эмоциях.
К сожалению, сейчас многие не общаются годами с родственниками, разрушают браки, рвут дружеские отношения, ссорятся с коллегами, не задумываясь о том, правилен ли такой шаг, не лучше ли найти точки соприкосновения, понимания, сохранить то лучшее, что людей связывает. Люди слишком сосредоточены на себе самих, на своих чувствах, желаниях, обидах. Любая мелочь, на которую бы внимания не обращать или о которой бы поговорить, если это кажется важным для чего-то или для кого-то, раздувается до размера слона и становится корнем целого ветвистого дерева обид и негативных переживаний, ведущих к разрывам и ссорам.
В семье, повторю, брата или сестру видишь разными. Сейчас – идеально причесанный и аккуратный, в красивом костюме и светлой рубашке, завтра – в удобной спортивной одежде на площадке, в тот же день – в грязных выцветших брюках на огороде и т.п. Он же – в порванном в уличной игре джемпере, перемазанный самодельным «гримом». Он же – в пижаме в постели заболевший. Два дня назад он плыл по реке так, что не залюбоваться невозможно: сильный, крепкий. Неделю назад ты гордился им, потому что твой брат оказался самым сильным на школьной олимпиаде. Вчера вы вместе допоздна делали поделку для школьного конкурса. А сегодня он лежит с высоченной температурой, слабый, ему приподняться тяжело и все время хочется пить. В доме запах лекарств и вообще запах, который есть в комнате заболевшего человека – не всегда приятный. Но ты, брат или сестра, понимаешь, что все это – часть реальной жизни, что живой человек не бывает всегда красивым, сильным, успешным. Понимаешь, что живые люди болеют, что в это время они слабы, нуждаются в уходе, в помощи. Человек слаб сейчас – и помощь нужна сейчас. Не когда я хочу, не когда у меня есть время, а вот сейчас. И нужно не свое «хочу» поставить на первое место, а сочувствие другому человеку. И если такого опыта в родительской семье у ребенка нет, во взрослом возрасте может стать сюрпризом необходимость ухаживать за заболевшим супругом или супругой, изменение состояния, внешнего вида заболевшего человека или после болезни, или с возрастом.
Младшие братья и сестры – это люди, о которых заботишься, не где-то там в мечтах, мыслях, рассуждениях, а на практике каждый день. Люди, с которыми ссоришься, от которых чего-то требуешь, чему-то учишь, и не перестаешь любить.
Старшие братья и сестры – это пример, будем надеяться, что добрый пример. Когда мама серьезно заболела, я был еще маленьким. Если бы не старшие братья рядом, я бы, наверное, растерялся и много плакал. Но я увидел: старшие братья помогают маме, встают на молитву и молятся за нее. И я встал рядом с ними и тоже начинал молиться.
А вот слова нашего современника, старца Паисия Святогорца (1924-1994 гг.), причисленного к лику святых в 2015 г. и почитаемого Русской Православной Церковью: «Супруги должны вверять свою жизнь Божественному промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях». «А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребенок – и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога».
В семье человек приобретает такой опыт общения, который никакие социальные институты не заменят. И если в семьях будет по одному ребенку, значительную часть такого опыта эти дети не получат. И это, к сожалению, будут люди без очень важных практических навыков взаимодействия. Люди, которым, с большой долей вероятности, будет трудно самим, и с которыми другим будет трудно.
Еще цитата геронды Паисия: «Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития – при условии, что родители воспитывают их правильно». «Однако не только дети, но и родители в многодетных семьях имеют богатое сердце. Помню, как во время оккупации в одном из соседских домов малыш остался круглым сиротой. Один бедняк – глава семьи, в которой было десять детей – пожалел несчастного сиротку, взял его в свой дом и вырастил вместе со своими родными детьми. И знаете, какие благословения подавал впоследствии этому человеку Бог! Да разве Бог может оставить без помощи человека, имеющего такое любочестие?»
И еще один момент. Ни для кого не является секретом, что жизнь человека скоротечна, рано или поздно, но мы встретимся со смертью лицом к лицу, как бы нам этого не хотелось. У многих, может и не у всех, впереди будет старость. Молодым в это трудно поверить в силу возраста. Может поэтому они ко многим вещам в жизни относятся легкомысленно, в том числе к созданию семьи, рождению и воспитанию детей? Но подумайте, кто будет заботиться, когда состаримся? Прислушаемся к словам пророка Давида, он ими нас наставляет: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». (Пс. 126; 1, 3-5).